Что надо знать о коронавирусе ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСА

Главная » Краеведческий музей «Мы — дети Земли»

Памятные даты военной истории России

Краеведческий музей «Мы — дети Земли»

Краеведческий музей «Мы — дети Земли» создан в сентябре 2005 года в преддверии празднования 50-летнего юбилея Калабинской средней школы и 100-летнего юбилея со дня основания народной школы с. Калабино. Музей создан по инициативе директора школы Князевой Т.Н., сейчас заведующей филиалом и учителей на основе проведенных экспедиций «Моя Родина Россия». Собранные материалы музея помогают учащимся лучше осмыслить историю, наглядно увидеть преобразования, которые произошли за последние 40-50 лет в жизни нашей школы и села.

На протяжении 2004-2005 учебного года все участники образовательного процесса занимались сбором материала для музея по ранее определенному плану. Одни собирали предметы быта, характеризующие жизнь крестьян, другие записывали рассказы сторожил, третьи собирали документы, фотографии об участниках Великой отечественной войны, знаменитых людях села, выпускниках школы, об организации колхозов и совхозов, четвертые об истории школы.

Так в школьном музее появились:

  • вещественные памятники — орудия труда, одежда, утварь, украшения, монеты, медали;
  • письменные памятники — рукописные и печатные документы, книги, журналы, письма и т.д.;
  • картографические материалы — карты, схемы, чертежи, планы;
  • фото и кино документы — фотографии, кинопленки.

Отдельную экспозицию в музее занимает история школы. Которая представлена несколькими разделами, где собраны материалы об учителях, учениках, о классных и внеклассных мероприятиях, фотографии школы впервые годы существования, школьные принадлежности, аттестаты, почетные грамоты, альбомы об истории школы, стенды о педагогических династиях, изделия кружков «Умелые руки». Фотографии, рассказывающие о жизни школьного коллектива в разные годы, о комсомольцах нашей школы и об истории ВЛКСМ.

Этнографический раздел представлен домашней утварью: скалки, рогачи, рубеля, утюги, сита, кувшины, люлька, качалка, чугуны, маслобойка, ступа с пестиком и т.д., убранством дома: печь, кровать, вышитые полотенца, сундук; сельскохозяйственными орудиями: коса, серп, цеп.

История села представлена альбомами из истории развития, фотографиями, материалами о знаменитых людях, летописью трудового коллектива, развитие села за годы советской власти, обрядами и традициями.

Раздел боевой славы представлен стендами, рассказывающими об участниках воин и конфликтов, о тех, кто жизнь связал с профессией защитника Родины, фотографиями, альбомами, документами и наградами за боевые и трудовые успехи.

Связи с различными общественными организациями позволяют нам строить поисково-исследовательскую, просветительскую и учебно-воспитательную деятельность на более высоком уровне. Это способствует выполнению задачи по пропаганде знаний о родном крае, его боевом и трудовом прошлом.

В музее собраны и бережно хранятся более 100 подлинных экспонатов:

  • школьные принадлежности (ручки, чернильницы, перья, тетради),
  • фото ветеранов войны и труда
  • фотографии военных лет,
  • каска воина Красной Армии,
  • штык от винтовки времен Великой Отечественной войны,
  • гильзы от патронов,
  • гильза от противотанкового орудия,
  • солдатская гимнастерка,
  • офицерская фуражка,
  • солдатская пилотка,
  • газеты разных лет,
  • юбилейные медали.

В рамках просветительской и экскурсионной работы в музее проводятся:

  • экскурсии для первоклассников «История нашей школы» (сентябрь, ежегодно);
  • экскурсии для учащихся школы «Нет на свете семьи такой, где б не памятен был свой герой»
  • поэтический конкурс, посвященный дню рождения И.А. Бунина (октябрь, ежегодно);
  • оформление стенда, посвященного 65-летию Липецкой области (январь 2019г.);
  • участие в областном конкурсе «Краеведческая находка года» (2010г., 2008г., 2009г.);
  • встреча с сестрой Героя Советского Союза Левашовой Натальей Савельевной (март 2010г.);
  • встречи с поэтом Мелиховым И.Т.

Отдельную экспозицию в музее занимает история школы. Которая представлена несколькими разделами, где собраны материалы об учителях, учениках, о классных и внеклассных мероприятиях, фотографии школы впервые годы существования, школьные принадлежности, аттестаты, почетные грамоты, альбомы об истории школы, стенды о педагогических династиях, изделия кружков «Умелые руки». Фотографии, рассказывающие о жизни школьного коллектива в разные годы, о комсомольцах нашей школы и об истории ВЛКСМ.

Этнографический раздел представлен домашней утварью: скалки, рогачи, рубеля, утюги, сита, кувшины, люлька, качалка, чугуны, маслобойка, ступа с пестиком и т.д., убранством дома: печь, кровать, вышитые полотенца, сундук; сельскохозяйственными орудиями: коса, серп, цеп.

История села представлена альбомами из истории развития, фотографиями, материалами о знаменитых людях, летописью трудового коллектива, развитие села за годы советской власти, обрядами и традициями.

Раздел боевой славы представлен стендами, рассказывающими об участниках воин и конфликтов, о тех, кто жизнь связал с профессией защитника Родины, фотографиями, альбомами, документами и наградами за боевые и трудовые успехи.

Связи с различными общественными организациями позволяют нам строить поисково-исследовательскую, просветительскую и учебно-воспитательную деятельность на более высоком уровне. Это способствует выполнению задачи по пропаганде знаний о родном крае, его боевом и трудовом прошлом.

В 2008-2009 году поисковая группа школы по заданию Отдела молодежи администрации Задонского района и Задонского военкомата выезжала на обнаружение возможного захоронения павших воинов времен Великой Отечественной войны в поселок Трактор, где проходила линия фронта.

Совет музея и постоянно действующие подразделения используют экспонаты для:

  • учебных экскурсий,
  • уроков- экскурсий,
  • в качестве учебных пособий,
  • подготовки докладов,
  • уроков мужества,
  • учебно-практических конференций.

Подразделение экспозиционно-фондовой работы:

  • заботится о сохранности фондов, их хранении и экспонировании (Все экспонаты регистрируются в журнале регистраций);
  • проводит переучет основного и вспомогательного фондов;
  • оформляет справочную картотеку;
  • готовит новые экспозиции;
  • подбирает наглядный материал для Уроков мужества.

Подразделение экскурсионной работы:

  • организует экскурсии по музею (обзорные и тематические);
  • проводит Дни открытых дверей для родителей;
  • собирает материал для новых экскурсий;
  • проводит беседы «Как отмечается праздник Победы в твоей семье», устные журналы, мини-экскурсии непосредственно на местах, т. е. в классах, в группе продленного дня;
  • осуществляет помощь в проведении Уроков мужества.

Подразделение экспедиционно-поисковой работы:

  • принимает участие в ежегодных Вахтах памяти, экспедициях по поиску захоронений советских воинов;
  • ведет учет и обрабатывает материалы, найденные на местах раскопок во время экспедиций; организует передачу ценных находок в фонд музея;
  • ведет работу с письмами родственников погибших в период ВОВ, организует поиск без вести пропавших;
  • готовит отчеты в виде дневников, папок, альбомов, докладов, газет, фотоплакатов об итогах проведенных экспедиций и вы­ступает перед учащимися и педагогическим коллективом школы.

Подразделение информационно-пропагандистской работы:

  • выпускает газету деятельности;
  • информирует педагогический и ученический коллективы, родительскую общественность через объявления, «молнии», «боевые листки» о своих делах;
  • ведет летопись главных традиционных дел музея;
  • выступает на страницах местной печати и других СМИ с материалами, рассказывающими о деятельности музея;
  • организует работу над Книгой памяти школы;
  • проводит выставки книг «Салют Победы»;
  • наглядно оформляет итоги поисковых экспедиций, других массовых дел.

Подразделение шефской работы:

  • закрепляет ветеранов войны и труда, вдов за классами с целью проведения шефской работы, записей воспоминаний, пополнения фондов музея;
  • проводит операции «Забота», «Ветеран живёт рядом» и другие;
  • выступает с концертами перед ветеранами труда и тружениками тыла;
  • проводит конкурсы на лучший рассказ, сочинение о ветеранах войны и труда, «Открытку ветерану», а также на лучшую организацию шефской работы;
  • организует тесное сотрудничество с советом ветеранов села, участниками Великой Оте­чественной войны, очевидцами исторических событий в вопросах их привлечения к работе с учащейся молодежью.

Подразделение научно-исследовательской работы помогает учащимся школы:

  • осуществлять исследовательскую, поисковую деятельность в процессе работы над сообщениями, докладами, рефератами;
  • принимать участие в ежегодной городской конференции «Шаг в будущее», областном конкурсе «Находка года».

Подразделение организационно-массовой работы:

К празднику Победы и месячнику героико-патриотического воспитания планирует и проводит вшколе:

  • Дни памяти Героя Советского Союза Чурсина М.С. и павших земляков:
  • «Вспомним всех поименно»;
  • Урокимужества: «След войны в моей семье», «Они сражались за РОДИНУ»;
  • Конкурсы чтецов и викторины: «Навстречу Победе», «Стихи о войне»;
  • Легкоатлетические эстафеты: «Во имя Победы», «Если завтра война, если завтра в поход»;
  • Встречи с ветеранами воины и труда: «Не погаснет без времени …», «В землянке»,
  • «Фронтовая семья»;
  • Выступления агитбригады: «Мир твоему дому, ветеран»;
  • Ритуальные линейки: «Поминальная свеча», «Память жива»;
  • Устные тематические журналы: «Это праздник со слезами на глазах», «Сбит после боя»;
  • Конкурсы сочинений: «Не устану следить, чтобы вечный огонь не погас», «Равнение на героев Великой Отечественной войны»;
  • Вахту памяти по благоустройству памятников и захоронений времен великой отечественной войны: «Подвиг в камне и бронзе»;
  • Исторические викторины: «Я помню! Я горжусь!», «Этих дней, не смолкнет слава!»
  • Проектную деятельность учащихся по созданию Стены памяти «Герои живут среди нас»;
  • Акции милосердия: «Внимание-ветеран», «Ветеран живет рядом»;
  • Выставки книг: «У войны не женское лицо», «Бессмертие подвига», «В землянке »,
  • Конкуры рисунков, плакатов и боевых листков: «Память жива», «Ты же выжил, солдат…»
  • Устные журналы: «Дорогами бессмертия», «Война в фоторепортажах»;
  • Фестивали патриотической песни и концерты для ветеранов войны: «Мир твоему дому, ветеран», «В лесу прифронтовом», «Песня в солдатской шинели».
Выставка боевой техники, времен Великой Отечественной войны
Посадка аллеи ветеранов Великой Отечественной войны
Классные часы «Война в моей семье», «Мой дедушка — солдат»

Отделы музея

1 отдел

«С чего начинается Родина»

  • история рождения села Калабино,
  • Калабино в годы советской власти,
  • люди, события.

2 отдел

«Будь достоин наследия своего»

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ

  • предметы быта,
  • макет русской избы,
  • орудия труда

3 отдел

«Всем о школе расскажи, честью школы дорожи»

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

  • стенды: «В начале жизни школу помню я», «Учителя – участники Великой Отечественной  войны»,  «Педагогические династии», «Отличники образования», «Учителями славится Россия, ученики принося славу ей»,
  • альбомы школьных лет,
  • люди времена, события.

УЧИТЕЛЯ-УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ.

ПОЛЕХИН АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ родился в 1912 г. Окончил Орловский учительский институт. Работать учителем начал ещё до войны. Ушёл на фронт в 1941 году. Победу встретил в Берлине в мае 1945 г. Был ранен. Награжден орденами: «Красного знамени», «Отечественной войны 2 степени»; многими медалями: «За оборону Севастополя», «За оборону Одессы», «За взятие Берлина» и др. В Калабинской школе работал с 1953 по 1972 гг. учителем биологии, пения.

МОЛОДЫХ ГЕОРГИЙ ДЕМЬЯНОВИЧ родился в 1924 г. С 1941 г. служил в действующей армии в составе гвардейского танкового полка водителем-механиком. Домой вернулся в 1948 г. Работал в Калабинской школе учителем физики.

РЯЖСКИХ МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ родился в 1917 г.  Окончил Воронежское военное училище связи. Был направлен в г. Орджоникидзе командиром взвода курсантов. Воевал в составе 49 стрелкового корпуса 214 Армейского запасного полка пятой действующей армии. Прошёл от Полтавы до Дрездена. Награждён орденом «Красной Звезды», орденом «Отечественной войны», медалью «За оборону Киева». После войны вернулся в Орджоникидзе, а затем в Задонский район. Окончил Воронежский пединститут. В Калабинской школе работал учителем русского языка и литературы с 1953 по 1978 гг. Награждён медалями: «За доблестный труд», «Ветеран труда».

ЛОГВИНОВ ВАСИЛИЙ АБРАМОВИЧ. Участник Великой Отечественной войны. Служил в кавалерийских войсках. Работал директором школы и учителем истории с 1952 по 1975 гг. Очень много сделал для школы. Был прекрасным человеком.

4 отдел

«Нет на свете семьи такой, где б не памятен был свой герой»

БОЕВОЙ СЛАВЫ

Экспозиция

«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

1 раздел

«Светлая память – павшим, вечная память живым»

  1. Фотографии участников Великой Отечественной войны, вернувшихся с фронта
  2. Фотографии павших земляков Великой Отечественной войны

2 раздел

  1. Документы участников войны.
  2. Боевые награды.
  3. Благодарственные письма от командования
  4. Фронтовые письма.
  5. Листовки.
  6. Юбилейные награды.

3 раздел

«Вещи времен Великой войны»

  1. Портсигар
  2. Каски
  3. Сапоги
  4. Солдатская одежда
  5. Фляжка

4 раздел

Экспедиция «Они сражались за Родину»

  1. Фотоальбомы
  2. Сочинения
  3. Рассказы участников сражений
  4. Воспоминания о войне
  5. Стихи и рассказы о войне поэта-земляка Мелихова И.Т., учащихся школы
  6. Материалы СМИ
  7. Поисковая работа

5 раздел

«Память жива»

  1. Открытие обелиска погибшим воинам. с. Калабино в годы Великой отечественной войны.
  2. Фотографии братских могил:
    •  летчикам в лесу Правроть
    •  на центральном кладбище с. Калабино
    •  близь села Бунино
    • воинское захоронение у поселка Трактор

3. Фоторепортажи акции «Ветеран живет рядом»

В период Великой Отечественной войны по Калабинскому сельскому совету:

  • погибло- 331 чел.,
  • пропало- без вести 101 чел.
  • удостоены правительственных наград — 73 чел.
  • звания Героя Советского Союза – 1 чел.( Чурсин Михаил Савельевич)

ЧУРСИН МИХАИЛ САВЕЛЬЕВИЧ родился в 1922 году. В 7 лет поступил учиться в Калабинскую школу. С 14 лет начал работать в колхозе, прервав своё обучение в школе. Отец умер и Михаил стал главным помощником матери в семье.

В 1941 году началась война. В октябре 1941 г. Чурсин М.С. был призван в армию. После недолгой воинской подготовки становится участником тяжёлых оборонительных боёв. Был ранен в руку, находился на лечении в госпитале в г. Липецке.

Летом и осенью 1942 г. Михаил участвует в оборонительных боях в частях Воронежского фронта.

Ноябрь 1942 г. — начало поворотного пункта в ходе войны. Окружение группировок врага под Сталинградом. Стремительное продвижение войск Воронежского фронта. Михаил- участник боёв. Со своим орудием он вносит вклад в дело разгрома врага.

Лето 1943 г. Чурсин М.С. — участник разгрома врага на Орловско-Курской дуге, на самом трудном участке фронта в районе станции Прохоровка. Доблестные заслуги артиллериста-истребителя вражеских танков Чурсина М.С. были отмечены правительственной наградой. Михаил был награжден Орденом Отечественной войны 2 степени.

Февраль 1944 г. Чурсин М.С. — участник боёв по разгрому Корсунь-Шевченковской группировки врага. Сражения носили ожесточенный характер, и здесь Чурсин умело ведёт бои, уничтожая вражеские танки, используя свой боевой опыт. За бои в этом районе он был награждён медалью «За Отвагу», а их полку было присвоено почетное наименование Корсуньского.

Далее боевой путь Чурсина приходил на территории Украины и Молдавии.

Август 1944 г. Михаил- участник боёв по окружению крупной группировки врага — Ясско-Кишиневской операции. Здесь было окружено и разгромлены 22 дивизии немцев. Операция была окончена в сентябре 19944 г.

Осенью 1944 г. Чурсин со своей частью участвовал в боях за пределами границ нашей Родины, внося вклад в дело освобождения народов восточной Европы от «нового гитлеровского порядка», в дело полной и окончательной победы над врагом.

Его часть участвует в освобождении городов Румынии и Венгрии.

Всюду противник оказывает яростное сопротивление, враг бросает последние силы, применяет коварные методы ведения войны. На отдельных участках фашистам удается собрать довольно крупные группы войск и навязать советским войскам тяжелые сражения. Особенно тяжелые бои развязались северо-восточнее озера Балотон (западнее Будапешта). 315 гвардейский истребительно-противотанковый артиллерийский Корсуньский Краснознамённый Ордена Богдана Хмельницкого полка, в котором служил гвардии старший сержант Чурсин Михаил Савельевич, оборонял важный участок наших войск.

12 марта 1945 года в районе города Хайду (Венгрия) разгорелась битва. Вражеские танки оттеснили нашу пехоту и прорвались на боевые порядки батареи, где был со своим орудием Чурсин. Отбивая атаку танков и пехоты противника, расчёт орудия Михаила Савельевича был полностью выведен из строя. Он остался у орудия один и вступил в неравный бой с девятью «тиграми». Метким огнём он уничтожил три «тигра» и один подбил. Танковая атака была отбита. В этом тяжёлом бою, геройски сражаясь, Михаил Савельевич Чурсин погиб.

Так окончился боевой путь воина-героя, прошедшего с войсками более 2000 км. Он отдал самое дорогое- свою жизнь в 22-летнем возрасте. Похоронен Михаил в братской могиле в г. Пустасоболч, или г.Адорь. За геройский подвиг, совершённый Чурсиным М.С. в сражении с немецкими танками, 12 марта 1945 года командование представило его к высшей степени воинского отличия. Ему присвоено звание ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА (посмертно).

В 1981 году в школе открыта мемориальная доска памяти Героя Советского Союза Михаила Савельевича Чурсина.

МЕЛИХОВ НИКОЛАЙ АРСЕНТЬЕВИЧ был призван в армию в 1943 г. Служил в 342 зенитном полку под Ржевом, после были Белоруссия, города Волковеск, Брест, затем Польша — Белосток, Млава – в этом городе Николай Арсентьевич встретил победу.

КАРЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ родился в 1924 г. Закончил школу в 1939 г. В октябре 1942 г. ушёл на фронт. Был радистом-десантником. Участвовал в сражениях на Орловско-Курской дуге, форсировал Днестр, участвовал в освобождении Украины, Бухареста, Варшавы, дошёл до Берлина.

За боевые заслуги награждён орденами: «Красной звезды», «Отечественной войны», «Славы». Медалями: «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».

КАРЛОВ СТЕПАН АЛЕКСАНДРОВИЧ. В 1944 г. окончил Чкаловское авиационное училище. Служил в разных воинских частях и соединениях. Имеет награды: «Орден Красной звезды», «Орден Отечественной войны 2 степени», медаль «За боевые заслуги» и 14 юбилейных медалей.

ЛЕВАШОВ АЛЕКСЕЙ ПРОХОРОВИЧ родился в 1925 г. Окончил 7 классов. Ушёл на фронт в 1943г. Первый бой принял под Харьковом. Участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Болгарии, Румынии.

КАРЛОВ ИЛЬЯ ЯКОВЛЕВИЧ родился в 1926 г. Свой боевой путь начал в Венгрии в 1945 году. Участвовал в разгроме немецкой танковой группы в Венгрии, на прорывах немецких укреплений. Воевал в дивизии РГК (Резерв Главного Командования). Встретил победу в Австрии. Награжден медалями: «За отвагу», «За Победу над Германией», «За боевые заслуги».

АЛЕХИНА ОЛЬГА НИКАНОРОВНА родилась в 1923 г. Призвана на фронт в 1943 г. Служила на Втором Белорусском фронте поваром. В 1944 году под Бобруйском была ранена. 5 месяцев находилась в госпитале в г. Сызрань. Войну закончила в 1945 году.

ВОИНЫ-АФГАНЦЫ.

ПАВЛОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ участвовал в военных действиях в Афганистане.

После окончания Калабинской средней школы был призван в ряды Советской Армии. Служил в составе ограниченного контингента Советских войск в ДРА. Свой воинский долг выполнил с честью.

РУБЛЁВ ВЯЧЕСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ поступил учиться в Калабинскую школу в 1973 г. Призван в ряды Советской Армии в 1985 г. Службу проходил в погранвойсках на границе ДРА. Участвовал в вооруженных столкновениях на границе. За выполнение боевого долга награжден Почетной Грамотой.

БАШКАТОВ ВИКТОР Иванович закончил Калабинскую среднюю школу в 1979 г.

В 1980 г. был призван в ряды Советской Армии. После 2-х лет службы поступает в школу прапорщиков. С лета 1987 г. служит в Афганистане. При выполнении боевого задания получает тяжёлое ранение и спец. рейсом его отправляют в Московский военный госпиталь им. Бурденко.

В госпитале Виктор находился более 10 месяцев.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевого задания,

Башкатов Виктор награжден орденом боевого Красного Знамени.

УЧАСТНИКИ БОЕВЫХ ДЕЙСВИЙ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ.

КОЧКИН АЛЕКСЕЙ призван в армию в декабре 1995 г. После прохождения учебных курсов 20 апреля 1996 года был отправлен в Чечню. Участвовал в боях под Хасовьюртом и Грозным.

КАМЫНИН АНДРЕЙ призван в армию 20 декабря 1999 года. Службу проходил в спецназе в Ростове-на-Дону в качестве санинструктора-стрелка в звании младшего сержанта. Принимал участие в боевых операциях на территории Чечни. Имеет благодарности от командования.

ГРИДЧИН СЕРГЕЙ призван в армию 17 декабря 1999 г. Проходил службу в г. Зеленокумске Ставропольского края стрелком-пулемётчиком. Участвовал в боевых операциях на территории Чечни, потом был переведён в Дагестан, где охранял блокпосты. С 20 июня по 5 марта 2001 г. был на боевом задании. 28 марта демобилизован.

ШИРОКОВ ДМИТРИЙ призван в армию в декабре 2002 г. После прохождения учебных курсов был отправлен в Краснодарский край. В 2003г. его часть перевели в Чечню. Принимал участие в боевых операциях. Имеет награды и благодарности от командования.


КНИГА ПАМЯТИ

Страница из книги памяти

Моя прабабушка Гребенщикова Пелагея Ксенофонтьевна принимала участие в военных действиях с июня 1943 года по июль 1945 года. Участвовала в сражениях на Брянщине, сражалась на территории Польши, Пруссии. Вернулась домой живой. Умерла после войны. В нашей семье часто вспоминают бабушку и гордятся ей.

Мелихов Виктор

Мой прадедушка Кленников Максим Ионович воевал с 1941 г. по 1945 г. Прошел всю войну. Был ранен. Имел много наград. Вернулся домой живым. Прожил 82 года. Я горжусь своим дедушкой.

Кленников Михаил.

Брат моей бабушки Чурсин Михаил Савельевич ушел на войну в 1941 году. Погиб 12 мая 1945 г. в неравном бою с вражескими танками в Венгрии. Ему присвоено звание героя Советского Союза посмертно. Наша семья гордится им.

Левашов Сергей

Мой дедушка Григорьев Митрофан Герасимович ушел на войну в 1942 году. Был сапёром. Вернулся домой в 1948 году.

2 года служил на Корельских островах. Моя семья часто вспоминает дедушку.

Григорьев Максим.

Мой прадедушка Рублёв Михаил Михайлович прошел всю войну. Ушел на фронт в 1941 году и вернулся домой в 1945 году. Участвовал в боях на Орловско-Курской дуге, в освобождении г. Ленинграда. Дошел до Берлина. Умер в 1961 году. Мы любим и помним его.

Рублёв Александр.


Музей действует на основании положения. В работе основывается на программу.